Толкование уголовного права

3. Толкование уголовного закона


Толкование (Auslegung) уголовного закона — это процесс, вне которого уголовный закон и не возникает, и не действует. Но странным образом и в немецкой уголовно-правовой науке господствующее мнение удовлетворяется хорошо известными у нас традиционными подходами и методиками218.

Обсуждение толкования уголовного закона, основанное на более широкой методологической базе, весьма интересно, но пока, как кажется, не вполне связано с потребностями практики, и, во всяком случае, высказываемые суждения еще не вошли в учебники. Толкование и понимание уголовного закона. В традиционно распространенном в российской литературе смысле под толкованием уголовного закона немецкая уголовно-правовая доктрина понимает совокупность приемов уяснения смыслов, заложенных в тексте, т.
е. его содержания. Причем ряд ученых (например, У.

Вебер)

7. толкование уголовного закона


Для того чтобы правильно применять уголовный закон, необходимо его верно понять, точно определить в нем волю законодателя.

Уголовно-правовые нормы в некоторой степени абстрактны, поскольку представляют собой общие правила, рассчитанные на многократное использование в сходных конкретных ситуациях.

Избежать ошибки в выборе нужной нормы уголовного закона помогает его толкование. Существует несколько простых и общепризнанных правил толкования уголовного закона: закон всегда толкуется диалектически, то есть его нормы берутся в совокупности, без отрыва друг от друга, в связи с конкретной исторической обстановкой; толкованию подлежит только официальный текст закона с учетом всех внесенных в него изменений и дополнений; при толковании не могут создаваться новые уголовно-правовые нормы. В зависимости от субъектов толкования, его приемов и объема выделяются виды толкования.


Толкование уголовного закона, его виды и приемы


2.

Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г.

N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ.

– 1997. — N 1. — Ст. 1. 2. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 9 июля 2013 г.

N 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях» // Бюллетень Верховного Суда РФ. – 2013. — №9. 3. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 11 января 2007 г. N 2 «О практике назначения Судами Российской Федерации уголовного наказания» // Бюллетень Верховного Суда РФ. – 2007. — №4. 4. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 15 июня 2004 г. N 11 «О судебной практике по делам о преступлениях, предусмотренных статьями 131 и 132 Уголовного кодекса Российской Федерации» // Бюллетень Верховного Суда РФ.

– 2004. — №8. 15. Незнамова З.А. Судебное толкование как способ преодоления коллизий уголовно-правовых норм // Российский юридический журнал.

– 2012. — №5. – С.92-98.

Толкование уголовного закона


ТОЛКОВАНИЕ УГОЛОВНОГО ЗАКОНА это уяснение его содержания, выявление его смысла. Толкуется закон, как правило, с целью его применения. Толкованию подлежит как ясный, так и недостаточно ясный закон.

Чем абстрактнее формулировки закона, чем точнее определены его понятия и термины, т. е. чем выше законодательная техника, тем большее значение приобретает толкование закона.

Задача толкования — выяснить, какое содержание облечено в форму, букву закона.

Отсюда возможно выяснение смысла, духа закона, не соответствующего его букве. Теории и практике известны следующие виды толкования: 1.

Толкование уголовного закона


Чтобы получить обязательный характер, результаты официального толкования должны быть формально закреплены.

Ограничительное толкование, при котором закону придается более узкий смысл, чем это буквально определено в тексте закона. 2. Распространительное толкование, при котором закону придается более широкий смысл по сравнению с буквальным его текстом.
Для этого существуют интерпретационные акты (акты толкования), которые можно определить как правовые акты компетентных государственных органов, содержащие результат официального толкования.
В первую очередь нужно отметить, что данные акты являются правовыми. Они издаются компетентными государственными органами, имеют обязательный характер, формально закреплены, их реализация обеспечивается государством. Так, нормативный акт содержит нормы права, а интерпретационный лишь толкует, объясняет эти нормы. Иначе говоря, толкование при всей своей значимости не может «творить» новые нормы, а интерпретатор не может заменить законодателя.

Не имея норм права, интерпретационный акт неотделим от толкуемого нормативного акта.


Толкование уголовного права


Уголовный закон — это нормативный акт, принятый уполномоченным органом государственной власти (Государственной Думой РФ), содержащий юридические нормы, устанавливающие основания и принципы уголовной ответственности, определяющие, какие общественно опасные деяния признаются преступлениями, какие наказания предусмотрены за их совершение и в каких случаях возможно освобождение от уголовной ответственности или наказания. Легальным является толкование, осуществляемое законодателем — Федеральным Собранием (ст. 94 Конституции РФ). В соответствии с ч.

2 ст. 125 Конституции РФ Конституционному Суду предоставлено право толкования Конституции и решения вопросов о соответствии Конституции федеральных законов, нормативных актов Президента и Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства, а также рассмотрения жалоб на нарушение конституционных прав и свобод граждан и проверки по запросам судов конституционности федерального закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле.

Рекомендуем прочесть:  Регистрация ип онлайне

Толкование уголовного права


а) легальным (аутентичным) — осуществляется Государственной Думой ФС РФ.

Такое толкование имеет обязательную силу и по существу является таким же законом как и УК РФ; б) судебным (казуальным) — осуществляется любым судом по конкретному уголовному делу или категориям преступлений; обязательной силой для судов нижестоящей юрисдикции обладает толкование, данное в решениях Верховного Суда РФ; а) грамматическим или филологическим — разъяснение правовых терминов с помощью правил грамматики, синтаксиса (например, толкование терминов «хранение», «сбыт», «приобретение» наркотических средств и психотропных веществ, содержащихся в диспозиции ст.

Толкование уголовного права


Укрепление законности и правопорядка, защита прав граждан, интересов общества и государства требуют точного и правильного применения норм уголовного закона, что невозможно без понимания социально-политической обстановки, условий, вызвавших его издание, смысла закона, без уяснения его целей.

228 УК РФ); б) систематическим — уяснение содержания закона посредством его сопоставления с другими статьями УК РФ или другими законами (например, признак причинения тяжкого вреда при совершении особо квалифицированного разбоя отсылает к ст.
Сущность толкования уголовного закона состоит в уяснении содержания закона в целях его применения в точном соответствии с волей законодателя.

Под толкованием уголовного закона понимается определение его содержания, выявление его смысла, объяснение терминов, употребленных законодателем. Такая трактовка наиболее полно отражает смысл толкования уголовного закона.

В зависимости от того, какой орган осуществляет толкование закона, оно различается по субъекту, что определяет и степень его обязательности. По субъектам толкование различается: Аутентическое толкование — это разъяснение смысла закона, исходящее от органа, принявшего его.

Толкование уголовного права


Постановлением Совета Министров №202 от 7 марта 2014 года «О создании товарно-транспортных и товарных накладных в виде электронных документов.

а также предоставлении информации о них и внесении дополнений в постановления Совета Министров Республики Беларусь от 31 октября 2001 г.

№ 1585 и от 17 февраля 2012 г.

№ 156» принято решение об использовании электронных товарно-транспортных и товарных накладных. 2) Декрет Президента Республики Беларусь от 6 августа 2009 г. № 10

«О создании дополнительных условий для инвестиционной деятельности в республике беларусь»
3) Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 6 августа 2011 г.

№ 1058 «О мерах по реализации декрета президента республики беларусь от 6 июня 2011 г.